Глава II. Поход Манаса на Кашгар. Победа над ханшей Оронгу и великаном Догоном
- Зачем вы явились ко мне, побросав свои города? - Свирепо закричала на них Оронгу, и из ее волос выпрыгнули и разбежались во все стороны тридцать мышей. Когда прибывшие объяснили ей в чем дело и вручили письмо, то Оронгу присоединила к ним еще шесть своих аяров. Всех их отправили с Кошоем.
А Кошой повел этих аяров на засаду своего войска. Четверо из них были убиты, а двоих связали. Потом Кошой разделил свое четырехсоттысячное войско на восемь частей и захватил все китайско-калмыкские города, прежде подчиненные Оронгу. Таким путем он покорил народ в семьсот тысяч юрт.
По дороге к нему присоединилось еще двухсоттысячное войско, и всего у него стало теперь шестьсот тысяч. Тогда он устремился на город Яркенд против ханши Оронгу.
В это время Оронгу, призвав к себе все войска из подчиненных ей тридцати шести городов, приказала своим аярам приступить к гаданиям. Гадальщики дали печальные предсказания. Самый юный из них Агыдай, гадая на лопатке, открыл из какого рода-племени происходили Манас и Кошой, какие они дела совершили, какие это могучие батыры, как сумел Кошой силой волшебства перевоплотиться в старика Кёмёка, перебить всех аяров, как он завоевал город Кырмуса и убил его самого. Затем Агыдай предсказал, что Манас подчинит себе весь мир, и придя в местность Талас, поселится там.
Услышала это Оронгу, взяла с собой шестьсот отборных воинов, села на свою кобылицу и поскакала в сторону Бейджина. Страх объял тридцати шеститысячное население Яркенда, все перевернулось в городе вверх дном. На седьмой день явился туда Кошой и без боя покорил народ Оронгу. Ему досталось в добычу бесчисленное золото и серебро, замечательные скакуны, откормленные лошади с крупами в целый обхват и семнадцать тысяч стройных девушек.
Покорив Дагалак, Хотан, Яркенд, Кашгар и ряд других городов, Кошой остановился на отдых, потом призвал к себе именитых батыров Акбая и Мамбета, что жили на равнине Аземил, между Алаем и Кунжутом, Агыша и Коджоша, подчиненных андижанскому Алоокехану.
Присоединив к прежним шестистам тысяч войска еще триста тысяч воинов Яркенда и Кашгара, он прошел через город Хотан и направился к городу Дангуу. Через тридцать дней он прошел долину Асиян, где перед тем отдыхал Манас, и появился через два дня перед станом Манаса.
Все это время Манас, давая каждому из своих батыров по пятидесяти тысяч воинов, ежедневно посылал их в бой: один день - Кёкчё, другой - Урбю, третий - Джамгырчи, четвертый - Бакая. Но вражеское войско непрерывно прибывало.
За день до прибытия Кошоя на войско Манаса двинулся калмыкский батыр Догон с четырехсоттысячным войском, которое пришло по дороге, называемой Дадан, к югу от реки Лоб. Догон присоединился к прибывшему до него Каип-хану и расположился с войском на ночевку. Когда Кошой приблизился со своими несметными полчищами, китайцы и калмыки, боясь остаться в окружении, отошли в сторону. С их стороны выехал калмыкский батыр Догон. Он взял копье, конец которого был пропитан ядом, поднял щит весом в двести батманов, натянул лук, толщиной с четырехлетнего быка, сел верхом на лошадь бурой масти, взял в руки ружье с фитилем и с боевым кличем "Дангуу, дангуу!" - ринулся вперед. Лошадь его взвилась, подобно дыму. Он кричал: